«Душевные болезни лечатся духовными лекарствами»


Протоиерей Игорь Кононенко

В Свято-Вонифатиевском храме, построенном при Донецком Областном наркологическом диспансере, служит необычный священник. Дело в том, что настоятель больничного храма, протоиерей Игорь Кононенко – врач-психиатр с более чем 30-летним стажем, заместитель главного врача наркологического диспансера по медицинской части. Журналу «Живой родник» отец Игорь рассказал о том, как медицинская практика привела его в Церковь, о борьбе с грехом уныния и депрессией, а также о том, как вера помогает побеждать душевные болезни.

Дорога в храм – через наркологию

– Отец Игорь, стал ли ваш приход к вере прямым следствием вашей врачебной деятельности?

– Безусловно. Начинал я работать одновременно и психиатром, и психотерапевтом, и наркологом. Тогда даже была отдельная специальность – психиатр-нарколог. Помимо детоксикации, выведения из запоя, психозов, укрепления организма наркология связана с поиском образа существования, смысла жизни, мировоззрения, которое будет вести больного по жизни и укреплять. Поэтому позитивные результаты, которые удавалось получать в лечении, были связаны именно с тем, что человек менялся, отбрасывал свои греховные привычки. И не только пристрастие к алкоголю, но и те, которые он тащит за собой: блуд, гневливость, раздражительность, агрессивность, депрессии, преступные злодеяния, совершаемые в состоянии алкогольного опьянения. И когда человек обрубает все эти греховные ниточки, он воспаряет, ему легче жить и уже неинтересно возвращаться к алкоголю.

Наблюдая за тем, как эти изменения личности давали хорошие результаты и пользу больным и их семьям, я стал интересоваться вопросами веры. Так совпало, что к тому времени, в конце 80-х, Церковь у нас разрешили. Я начал узнавать, для чего она существует и что дает душе человека страждущего, который приходит в храм. Мне повезло с духовниками, я видел, что они помогали пьянствующим, много молились за них. Я был свидетелем случаев, когда священник и родственники буквально вымаливали страдающих алкоголизмом, это было удивительно и очень наглядно. Это одна из причин, по которым я двигался к Храму Божиему. Кроме того, первое, что меня впечатлило, было не хор, не иконы, и не священник. Зайдя в храм, я почувствовал, что там истина. Я стоял подолгу на службах, даже ничего не понимая, и ощущал, как я позже понял, Богоприсутствие.

– Ваши духовники направляли вас в вашей лечебной практике?

– Вначале это был архимандрит Антоний (Чернышев), потом схиархимандрит Зосима (Сокур). Благодаря их советам и духовной поддержке на территории нашей больницы в 1997 году был освящен один из первых, а, возможно, и первый в СНГ больничный храм, а также первый храм в Буденовском районе вообще. С батюшкой Зосимой мы обсуждали лечение психических больных. Он глубоко владел вопросом. Например, по поводу распространенного в народе мнения о вреде использования в лечении психотропных лекарств он говорил: «Какое отношение к душе имеют психотропные лекарства? Повредить психике человека они не могут» И я с ним абсолютно согласен. Такие лекарства снижают уровень агрессивности, избыточной активности или наоборот – при депрессиях – активизируют угнетенную деятельность человека. Они помогают упорядочить поведение больных, позволяют добиться стойкой ремиссии и хорошо адаптировать к социальной жизни.

Мы часто находили общий язык с отцом Зосимой. У нас даже дни рождения рядом: у него третьего, а у меня пятого сентября. Буквально за неделю до его упокоения я привозил ему проект храма. Будучи в очень тяжелом состоянии, подключенным к искусственной почке, он вносил правки в проект будущего Свято-Вонифатьевского храма. А потом, зная что мы уже больше с ним не увидимся, сказал: «Теперь я буду помогать тебе строить храм с того света».

Верующий – значит, больной

– Не возникало противоречия между вашим интересом к духовной сфере и медициной – рациональной наукой?

– В медицине есть разные направления, более или менее рациональные. Есть патологическая анатомия, где все предельно точно: есть клетка нормальная, а есть атипичная, воспаленная, перерожденная, злокачественная, доброкачественная и так далее. Хирургия, в которой очень много зависит от точности и техники. А есть психиатрия, которая занимается душевно больными, как в старину их называли, людьми. И первый же вопрос, который себе задаешь: от чего душа у человека болит? Что делать, чтобы облегчить душевные страдания? Как упорядочить жизнь человека, у которого все есть, а он страдает? Чего ему не хватает? Часть ответов находил в философии, психологии, психотерапии, но наиболее полные ответы нашел в Православной Церкви, учение которой на сегодняшний день лучше всего помогает мне в лечении больных.

Протоиерей Игорь Кононенко

– Вам не приходилось встречать неприятие среди коллег, возмущение таким «антинаучным» подходом?

– Тогда мои недоброжелатели говорили обо мне: «Хороший человек, но в религию ударился, немного повредился, видимо». Я закончил мединститут в 1978 году, в то время многие люди знали о Церкви лишь понаслышке. Вера считалась нездоровым состоянием. Тогда даже существовал такой диагноз: религиозный бред. Раз человек молится, значит, он разговаривает с голосами и несуществующей силой, в которую верит – его надо лечить. Но я вам больше скажу. Врачи-психиатры работают в среде повышенного числа бесноватых людей, одержимых, больных разными психозами и шизофренией. И если врач агрессивно атеистически настроен, не носит крест и, более того, позволил себе хоть раз похулить Бога, все может закончиться очень печально. Случаев сумасшествия среди психологов я видел очень много, самоубийств и депрессий среди психиатров – сколько угодно.

У работающих с душевнобольными возрастает риск заболевания психическими расстройствами. Необязательно шизофренией: регистр заболеваний велик – это и депрессии, и различные навязчивости, и неврозы. Если человек защищен молитвой, ношением креста, верой в Бога, ему легче работать в этой сфере. Если он сострадателен к больным, любит их, не относится презрительно или высокомерно: некоторые неверующие врачи считают, что они все знают о человеке и переоценивают себя – они знают лишь набор симптомов и необходимые препараты.

– Такой фактор, как наследственность, может объяснять причины психического заболевания?

– Существует определенная предрасположенность к развитию наследственного заболевания. Но если вы знаете, что у родственника, к примеру, диабет, и культурно относитесь к своему здоровью: избегаете стресса, не переедаете, контролируете уровень сахара в крови, то вы можете избежать этой болезни. А зная, что ваш родственник страдал душевным заболеванием, вы воцерковляетесь, исповедуетесь, причащаетесь, молитесь, поститесь, а «сей род изгоняется постом и молитвой» – то вы можете избежать и этого заболевания.

– Даже шизофрении?

– Конечно. Ведь не происходит же так, что если у больной матери рождаются три ребенка, то они все автоматически становятся шизофрениками.

– А если человек уже болен таким тяжелым заболеванием, его можно излечить молитвой, исповедью и причастием?

– Трудно, но возможно. Бывает, исповедуешь такого болящего, пытаешься разобраться в его духовном состоянии, а он вспоминает грех, который до этого не осознавал (например, богохульство), и преломляется ход болезни, ему становится гораздо легче. Человек идет на улучшение, начинает работать и даже занимать высокие посты. У меня были такие случаи.

Мы также знаем немало примеров из житий святых, которые молитвой исцеляли душевно больных. Так, к пещере Иоанна Затворника приводили бесноватого – а беснованием, очевидно, в то время называли шизофренические приступы или состояния – и святой подвижник молился и излечивал его.

Болезнь XXI века

– Правду ли говорят, что депрессия – болезнь нынешнего века?

– Можно сказать и так. Во-первых, сейчас происходит катастрофическая дехристианизация населения Европы, США, Латинской Америки, и даже у нас – в Украине и России. Люди не верят, что есть жизнь вечная, что Господь своей жизнью, проповедью и заповедями, через страдания на кресте указал путь к нашему спасению. Рушится все мировоззрение в головах у людей, появляется ощущение бессмысленности жизни, выхолощенность эмоций, наступают апатия и депрессия. Косвенные признаки дехристианизации – снижение рождаемости, увеличение числа сект, распространение, как заразы, либеральных идей. Как писал Достоевский: раз Бога нет, то все дозволено, человек «имеет право» на грех.

Раньше мировоззрение формировала Церковь, и подсказывала путь прохождения жизни безопасный вообще и психически в частности. Позже, в Советском Союзе, – «кодекс строителя коммунизма», который во многом был взят из Евангелия. Существовали моральные заповеди, хотя их прямо не называли евангельскими. Изменил жене, разрушил семью – вызовут на партком. Учили, что надо заботиться о старших, о родителях, жить честно, не воровать. Чтобы общество было здоровым, надо делать здоровые «прививки» – моральные установки.

Вторая причина распространения депрессий – огромные информационные нагрузки. Прежде информация подавалась постепенно, систематически: сначала в школе, потом в институте и так далее. А теперь, если ребенок зайдет в интернет, он получает столько информации, сколько переварить не успевает, и в голове возникает хаос, происходит перенапряжение, срыв. Развивается игровая или интернет-зависимость, причем по шизофреническому типу: человек теряет контакт с окружающим миром, интерес ко всему, что не связано с компьютером, разрывает социальные связи и перестает общаться даже с родными и близкими.

– Чем уныние отличается от депрессии?

– Мое частное мнение – это одно и то же. Чтобы не запутаться в терминах, я предпочитаю ставить между этими понятиями знак равенства, оговариваясь при этом, что степени уныния, как и степени депрессии, могут быть разными: от легкого невроза до отчаяния со ступором и суицидальных мыслей.

– Каковы причины, приводящие к унынию?

– В первую очередь, грехи. Особенно такие как гордость, тщеславие, славолюбие, сребролюбие, сластолюбие. Перенасыщается человек всем, и это приводит его к унынию, или отбирается у него то, к чему привязан – вещи, которые составляли основу, смысл его существования, – и он впадает в отчаяние. Некоторые святые считают уныние из всех грехов тягчайшим, способным погубить душу. Уныние или депрессия в своем высшем проявлении – это неверие в промысел Божий: даже не отход, но отрицание спасения, которое приравнивается к богохульству.

– Как проявляет себя депрессия?

– Она характеризуется подавленным настроением, утратой способности переживать радость – это два очень важных момента. Далее следуют пессимистичный взгляд на происходящее, неспособность принимать решения, заниженная самооценка, мысли о смерти. Кстати, сам термин депрессия происходит от латинского слова deprimo, которое означает «давить», «подавлять». Терминологическое определение уныния (по-латински acedia – упадок сил, расслабление тела) очень сходно с депрессией.

– Может быть депрессия болезнью не души, а тела?

– Бывают случаи, когда диагностируют болезнь «от естества», если она возникает без видимых причин. Но причина есть всегда, просто не могут ее установить. Поэтому врач пишет: депрессия связана с нарушением баланса определенных нейромедиаторов: серотонина, норэпинефрина и других. На них воздействуют медикаментозно, на этом основан принцип действия антидепрессантов. В последнее время я прихожу к тому, что само по себе нарушение нейромедиаторного обмена не объясняет причины заболевания. А что послужило причиной самого этого нарушения? Что его вызывает?

За помощью – к священнику

– Бывает так, что в человеке еще жива вера, но депрессия уже зашла в такую стадию, что он уже не в состоянии одним усилием воли ее побороть?

– Конечно. Ведь такое состояние характеризуется не только подавленным настроением, но также общим снижением энергетики на физическом уровне. Леность, переходящая в слабость, обездвиженность, состояние апатии, сужение сознания – этих причин уже достаточно, чтобы посоветовать человеку обратиться к квалифицированному психиатру и подобрать медикаментозное лечение антидепрессантами. Есть ряд клинических симптомов, когда необходима даже госпитализация больного – если больной обездвижен, смотрит в одну точку, отказывается от пищи.

Храм св. Вонифатия

– Где проходит грань, когда уныние становится болезнью, которую сложно победить без посторонней помощи?

– Каждый случай индивидуален. Бывает реактивная депрессия, вызванная реакцией на внезапную утрату близкого человека. Чаще всего острота переживания снижается сама по себе: время лечит. А затянувшиеся ситуации, конечно, требуют коррекции, в том числе и духовной: священник должен расспросить о внутренней концепции человека, отчего он из этого состояния не выходит, почему у него нет никаких мотивов к существованию. Если он произнесет слова «жить не хочется» или «жизнь не мила», то хорошим делом будет посоветовать обратиться к врачу. Это нормально. К сожалению, у нас стыдятся обращаться к психиатру. Есть «стыдные» болезни, а есть «нестыдные». К первым относятся психиатрия, наркология, дерматовенерология и другие. А вот от инфаркта умереть как бы «почетно».

В таких случаях лучше идти именно к психиатру, а не, скажем, психологу, потому что психиатр больше знаком с клиническими проявлениями депрессии и может предотвратить от перехода в тяжелые стадии, сопряженные с риском суицида. Правильно подобранный антидепрессант выведет из острого состояния, и когда у больного расширится сознание и он будет способен воспринимать окружающий мир, восстановится эмоциональная стабильность, появится возможность адекватного контакта, стоит побеседовать со священником. Можно обратиться и к психотерапевту, но если человек мало-мальски воцерковленный, я бы порекомендовал пойти к умудренному, духовно опытному священнику. Потому что он знает наработанные Церковью механизмы выхода из кризисных ситуаций. Он будет разбираться, почему человек до этой жизни дошел, какой сбой в его логике произошел, в его мировоззрении, восприятии мира. Лучше всего, если больной будет пунктуально следовать назначениям врача и параллельно в храме выполнять то, что говорит священник, который определит объем молитв, чтобы он не перегрузился, и послушание было адекватно его состоянию. В некоторых случаях не показан жесткий пост. Священник, так сказать, подберет дозу духовного лекарства.

– Способен вылечить больного неверующий врач?

– Неверующий врач может помочь, когда нужна неотложная помощь, ведь в атеистическое время лечили. Но с моим медицинским опытом я прихожу к выводу, что без духовной помощи можно подлечиться, а радикально развязать эту проблему невозможно. Все равно в конечном счете все упрется в поиск мировоззрения, смысла жизни. А истинный смысл жизни наиболее полно раскрывает только православное учение.

– А если человек неверующий и не хочет по этому пути идти?

– Врач может вывести его из депрессии, но насколько стабильным будет улучшение? Или он до конца жизни будет есть таблетки до отупения, или придет к осмыслению своей жизни и вере. Душевные болезни лечатся духовными лекарствами. Батюшка Зосима говорил: «Высшая форма лекарства – Святое причастие».

– Что нужно делать, чтобы не впасть в грех уныния?

– Святитель Тихон Задонский страдал депрессиями, это подробно описывается в его биографии. Но он преодолел эту напасть, и болезнь не одолела святого. Практически во всех молитвословах есть указания, что этому святому нужно молиться об исцелении от душевных недугов, и уныния в том числе. Необходимо также памятовать о попечении Господа о нас, о промысле Божием: «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис 41: 10).

Очень важный момент – развитие позитивного мышления. Даже если тебе худо, нужно всегда стараться сохранять положительный настрой, уметь видеть во всем хорошее, находить интерес в жизни. «Царство Божие нудится» (Мф 11: 12), поэтому нужно нудить, то есть, принуждать себя и к хорошему настроению, самому его создавать. Позитивное мышление рождает и позитивную реальность: кем себя запланируешь, тем и будешь. Если что-то богоугодное запланировали, то Господь управит, надо только следовать в духе Его рекомендаций.

Уныние – смертный грех, но очень важно, как мы с ним справляемся. Часто цитируют слова Иоанна Златоуста о том, что отчаяние посетило и Иуду, и апостола Петра. Они оба отреклись, совершили предательство. Но Петр спасся, потому что раскаялся с упованием на милость Божию, а Иуда – без упования, поэтому закончил жизнь самоубийством.

– Среди некоторых верующих бытует убеждение, что христианин не может быть веселым, но должен сохранять скорбное выражение лица…

– Во всем мера должна быть, золотая середина. Я не могу представить себе святых угодников, которые без улыбки бы встречали гостя. Очень многие шутили в меру. Удачно умели использовать шутку и батюшка Зосима, и отец Антоний. Уместная, нециничная шутка снижает уровень напряжения между людьми, разряжает обстановку. Сектанты спросят – а покажите место в Новом Завете, где написано, что Христос улыбался? Но в Евангелии записано самое важное, существенное для христианского учения, там не расписано каждое действие Христа во всех подробностях. Ко всему нужно подходить с разумением. Я не представляю себе учеников, которые не улыбались, не радовались при виде Иисуса Христа. И неужели Богородица, видя ребеночка своего, не улыбалась? И вы всегда радуйтесь, будьте солнышком для людей!

Впервые опубликовано в журнале "Живой родник", март 2014 года