«…Господь помогает тем, кто на пути»


Протоиерей Игорь Кононенко

Этот храм находится на территории областного наркологического диспансера уже почти 15 лет. За это время тысячи людей заходили в него, молились, просили об исцелении от недуга пьянства.

- Я всегда хотел оказывать помощь людям, находящимся в сложных жизненных ситуациях, - говорит отец Игорь, который сегодня совмещает медицинское (заместитель главного врача по лечебной работе областного наркологического диспансера) и духовное служение. - И особо я хотел помогать тем, кто никому не нужен, от которых все открещиваются - и общество, и власть, и родные… В Свято-Вонифатиевском храме, в котором я служу настоятелем, люди находят если не исцеление, то хотя бы утешение. Им часто нужна помощь не психолога, а священника, потому что психотерапия - это техника, а Православие - это помощь в попытках осмыслить, наполнить смыслом свою жизнь.

- Отец Игорь, алкоголизм - это болезнь или грех? Ведь болезнь, на мой взгляд, не зависит от воли человека, а грех зависит.

- Это однозначно болезнь. Многие болезни зависят от воли человека. К примеру, простуда. Но в том, что вы простудились, есть и ваша вина: вы не относились к своему телу как к храму Божьему, не закаливали организм, не повышали иммунитет… Ваш образ жизни и привел к заболеванию. Но чаще всего болезнь попускается Господом, чтобы пресечь больший грех, чтобы заставить человека задуматься о себе, о своей жизни.

Если же говорить непосредственно об алкоголизме, то первопричина этой болезни - греховный выбор человека. Ведь любой человек сегодня знает, к чему приводит чрезмерное употребление алкоголя. Знает, но не пользуется этой информацией. Знает, на что идет. И это заведомо греховный выбор.

Хотя есть еще одно состояние, которое расценивается как предболезнь - это бытовое пьянство. Это отчасти не болезнь, но только отчасти. И есть большая вероятность того, что человек бросит пить усилием воли.

- Как не допустить, чтобы это состояние переросло в болезнь?

- Человек, который находится на стадии бытового пьянства без признаков зависимости, тоже является больным и должен понять, что возврата к культурному употреблению алкоголя для него никогда не будет. У меня были пациенты, которые двадцать лет не употребляли ничего спиртного и решили, что теперь смогут контролировать себя, выпивать изредка, понемногу. В результате этого они оказались в тяжелейшем запое и не смогли выбраться из него без медицинской помощи. Поэтому, если имеются случаи злоупотребления, единственный способ избежать проблемы - не пить совсем.

Что же касается алкоголя, то нельзя не признать, что он все же присутствует в нашей жизни. В ряде случаев, скажем, он выполняет роль лекарства. Но все это в определенных дозах.

Вот эту дозу, эту дозволенную границу и нужно знать.

Об этом же говорит и Евангелие. Вспомните первое чудо Иисуса Христа, в Кане Галилейской, - претворение воды в вино по просьбе Его Матери. Существует много толкований этого чуда; мне ближе те, которые говорят о следующем: Христос умножил вино, оставив возможность людям выбрать свою меру. Предоставил каждому из присутствующих выбор: пить ли до опьянения, в меру или не пить вообще. То есть здесь речь идет даже не о вине, а о нашем произволении.

- Как поступить человеку, который осознает, что алкоголизм - это недуг, с которым нужно бороться? Что ему предпринять?

- Если человек болен, то признак культуры, признак мудрости - это своевременное обращение к врачу соответствующей специальности. Да, психологически сложно признать, что ты не справился сам, что тебе потребовалась врачебная помощь. Но этот ложный стыд нужно преодолеть: со смирением признать у себя наличие этой проблемы. Ищите хорошего врача, в первую очередь - верующего. Потому что при лечении этой болезни очень важно взаимопонимание врача и пациента, их сходные взгляды на болезнь, на ее причину. Дело в том, что такой недуг связан не только с телом, но и с мировоззрением пациента, с его стилем жизни. Поэтому мне легче работать с хотя бы минимально воцерковленными людьми, которые осознают свое место в жизни, понимают цель своего существования. Помолитесь Божией Матери, святым угодникам, попросите у Господа помощи в преодолении тяги к спиртному - неужели Он вам откажет? Неужто камень вложит?

- Есть множество фирм, предлагающих избавиться от любых форм алкоголизма, в том числе и "без ведома больного"…

- Коммерческие фирмы, предлагающие такого рода услуги, часто преследуют одну цель - извлечение прибыли. У меня при консультации и лечении нет такой цели. К тому же, я священник, у меня не должно быть коммерческого стиля мышления. Порой я говорю своим пациентам: "Иди, попробуй бросить пить сам. Ты вполне можешь это сделать. Не получится - приходи ко мне. Тогда начнем лечить". В фирме вам никто не скажет, что вы сами можете бросить пить. Еще я не имею права обманывать, то есть употреблять так называемую ложь во спасение для достижения терапевтического эффекта. Когда человек приходит ко мне и спрашивает: "Это действительно поможет?", я не могу сказать, что да, он больше никогда не будет пить. Не могу дать абсолютной гарантии выздоровления. Многое ведь зависит от самого человека. В коммерческой фирме вам всегда дадут стопроцентную гарантию эффективности их метода.

Другая опасность такого рода лечебных учреждений в том, что порой они не могут оказать больному помощь в полном объеме. Забывают или не могут профессионально провести подготовительный период, психологическую помощь - некоторые обязательные фазы лечения. Тяжелые формы алкоголизма они лечить зачастую не могут, потому что подобным фирмам запрещено выписывать психотропные препараты, которые могут быть необходимы для лечения. Более того, государственные учреждения (в частности, наша больница) лучше оснащены диагностической аппаратурой, у нас на сегодняшний день больше методик для работы с пациентами.

- А что делать, если человек не считает себя больным, не считает нужным обратиться к врачу? Но тем не менее никогда не отказывается от вина.

- Это самый распространенный случай - приходят жены, матери, рассказывают, просят помощи. Ведь существуют разные формы алкоголизма. Есть люди, употребляющие алкоголь ежедневно, есть те, которые, как говорится, уходят в запой, а он прерывается порой только с ухудшением самочувствия. Есть еще некая периодическая форма употребления алкоголя, которую можно охарактеризовать как пьянство с большими перерывами. Собственно, при любой форме алкоголизма человек может считать себя не пьющим, а просто выпивающим как все.

И убедить его в том, что он болен, весьма проблематично. И в этом случае все же будет полезна консультация врача, которая может помочь разобраться в ситуации. Консультация не обязывает лечиться, она призвана попытаться выяснить причины алкоголизма. А это может быть невроз, чувство тревоги, вины, низкая стрессоустойчивость и так далее. Часто приходится сталкиваться с единичными случаями злоупотребления алкоголем без признаков алкоголизма либо редким употреблением алкоголя с вредными последствиями.

Алкоголизм нельзя "излечить без ведома больного". Люди, идущие по такому пути, дают своим родным или гомеопатические препараты (от которых в лучшем случае не будет никакого результата), или лекарства, от которых больной просто может погибнуть. Как я уже отмечал, эта болезнь тесно связана с мировоззрением человека. А его поменять заочно, согласитесь, невозможно. Когда человек находится в кризисном состоянии, ему необходима не только медицинская, но и молитвенная помощь. Порой бывает, что с человеком достаточно поговорить, выслушать его, помочь в разрешении накопившихся проблем - и тяга к спиртному исчезает.

Я часто говорю своим пациентам, что Господь нас любит, Господь нас терпит. Но помогает Он тем, кто на пути, кто пытается измениться, кто хочет найти в себе образ Божий.


Впервые опубликовано на сайте "Донбасс православный"