Русский Фавор: рассказ о поездке в Муром и Дивеево. Часть первая - Муром.

Фавор. Когда мы произносим это слово, то вспоминаем одно из величайших евангельских событий - Преображение Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Для православного христианина «преображение» означает обновление души. Это происходит с нами, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин или прикасаемся к святыне. Об одном таком «прикосновении» и хотелось бы рассказать.


Муром. Спасский монастырь. Преображенский собор.

Божиим Промыслом, по благословению отца Игоря (Кононенко) и по молитвам Пресвятой Богородицы, святых Петра и Февронии Муромских, преподобного Серафима Саровского, святителя Николая Чудотворца и всех святых мы совершили паломническую поездку в Россию в один из древнейших городов Муром и четвертый удел Пресвятой Богородицы дивное Дивеево.

Наш путь лежал через Луганскую таможню, от Миллерово Ростовской области до Воронежа по трассе Ростов-Москва, Тамбов, удивительные высоченные до неба еловые рязанские леса, старинные города и деревни Рязанской и Владимирской области с деревянными домиками-избушками с резными окошками. Расстояние от Донецка до Мурома составило примерно 1200 км, по времени 18 часов первого дня и 2 часа второго. Разыгравшаяся метель в рязанском лесу заставила нас остаться на ночлег в придорожном отеле под названием «Елочка», где, несмотря на отдаленность от населенных пунктов, за сравнительно небольшую плату можно расположиться в уютном номере и очень вкусно подкрепиться.

Извилистой змейкой уползает дорога, пугая резкими, опасными поворотами, и, наконец, награждает за терпение - на дороге вдруг вырастает былинный камень: «Муром». На камне надпись, где всем приезжим сообщается: первое упоминание о Муроме в «Повести временных лет» было летом 862 года!


Муром. Спасский монастырь. Купель .

На высоком холмистом левом берегу реки Оки расположился древний русский город. По-видимому, его название произошло от названия финско-угорского племени мурома и означает, скорее всего, «люди на суше». В летописи «Повесть временных лет» говорится: «…Жили в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Муроме - мурома…». Однако очевидно, что эти земли были заселены значительно раньше - в каменном веке, а на территории современного города в VI-VII столетиях было расположено Николо-Набережное селище с военным убежищем - кремлём на Кремлёвской горе.

Долгое время Муром был единственным городом-крепостью, восточный форпостом на окраине молодого государства и контролировал соседнюю Волжскую Булгарию. Подобно другим русским «окраинным» городам, он подвергался татарским погромам: трижды был полностью разграблен и сожжен. В результате стихийных бедствий, междоусобиц, нашествий врагов сооружения IX-XV в.в. были безвозвратно утрачены, но такие великолепные сооружения XVI-XVII в.в. как Спасский, Троицкий и Благовещенский монастыри, церковь святых Косьмы и Дамиана, Введенская и Воскресенская церкви сделали Муром одним из красивейших городов России. Древние храмы Мурома построены на высоких берегах и обращены фасадами к реке, словно дорогих гостей приветливо встречают, звонят колоколами: «К нам, к нам!». Писатель Максим Горький писал: «Кто не видел Мурома с Оки, тот не видел русской красоты».


Муром. Спасо-Преображенский монастырь.

Великий князь Владимир завещал Муром своему сыну Глебу, который вместе со своим братом Борисом стал одним из первых русских святых. Получив в удел Муром с целью обращения муромлян в христианскую веру, святой князь не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, а затем монашескую обитель для христианского просвещения Муромской земли. На месте княжеского двора теперь находится древнейшая иноческая обитель Руси Спасо-Преображенский мужской монастырь. В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается с 1096 года.

Спасо-Преображенский собор – древнейшее сооружение монастыря. По преданию, он стоит на месте первой деревянной церкви Спаса, возведенной по приказу святого князя Глеба. Храм был построен в 1555 году на средства царя Иоанна Грозного. Государь приказал увековечить в камне память о дарованной ему победе над Казанью, которую, по его мнению, в немалой степени обеспечили муромские чудотворцы, днем и ночью молившиеся об этой нелегкой победе. В соборе хранится рака легендарного русского богатыря преподобного Илии Муромца. В серебряном ковчеге часть левой руки святого, преподнесенная в дар монастырю Киево-Печерской Лаврой. По преданию любимый герой русского богатырского эпоса Илья Муромец родился в селе Карачарово под Муромом. Привычен зачин былинных сказаний: «…Из того ли то из города из Мурома, из того села да Карачарова, выезжал удаленький дородный добрый молодец…» И сейчас здесь, в доме по улице Приокской, живут потомки богатыря.


Муром. Спасский монастырь. Храм С.Радонежского .

Рядом с собором высится двухэтажная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, выстроенная в 1691 году. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты». На втором этаже расположен сам храм из пяти приделов. Колокольня была пристроена позже на средства муромского купца Самарина. 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена копия иконы Божией Матери «Скоропослушница». Сегодня эта главная святыня монастыря расположена в Покровском соборе.

В часовне Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов» расположена хлебная лавка, где можно приобрести знаменитые муромские калачи и прочие изделия, выпеченные в монастыре. Символично то, что в нижней части герба города на голубом поле изображены три калача, которыми город раньше отменно славился. В простонародье муромских жителей называли калачниками. Император Павел I, отведав здешних калачей, хлеб похвалил и даже отправил в Петербург: «Буду помнить ваши Муромские калачи...».

Рядом с часовней «Спорительница хлебов» расположена часовня Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» с уникально сладкой муромской водой и тепло оборудованной купальней. На территории монастыря находятся еще часовни святой блаженной Ксении Петербургской и святого мученика Георгия Победоносца. Воины и их сродники особо почитают хранящийся в обители образ святого великомученика Георгия Победоносца с древним мощевиком.

Храм святого преподобного Сергия Радонежского находится с восточной стороны, откуда можно полюбоваться на Оку.


Муром. Памятник Петру и Февронии.

Всего на территории монастыря в настоящее время находятся 7 храмов и 7 часовен, православное духовное училище имени патриарха Пимена и православная гимназия имени преподобного Илии Муромца.

В самом центре древнего Мурома, называемом Старое Вышнее Городище (ныне Троицкая площадь), где в древности стоял первый Муромский кремль, стоит прекрасный памятник святым благоверным князьям Петру и Февронии Муромским чудотворцам, покровителям любви и брака, окруженный двумя монастырями – мужским Благовещенским и женским Свято-Троицким.

Благовещенский мужской монастырь был основан в 1553 г. царем Иоанном Грозным на месте храма во имя Благовещения. История первоначальной Благовещенской церкви неразрывно связана с историей города Мурома. В конце XI - начале XII вв. Муром принадлежал князьям Черниговским. В 1097 г. его отдают в удел сыну Черниговского князя Святослава - Ярославу (Константину). С именем этого князя связано крещение Муромской земли. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Жестокие муромские язычники, не желая принимать крещение, убили его младшего сына Михаила. В последствии они раскаялись в своем злодеянии, пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, привезенной князем из Киева. В дальнейшем эта древняя греческая икона, получившая название Муромской, была установлена князем Константином в храме Благовещения.

Спустя несколько столетий на этом месте были обретены мощи святого князя Константина и его сыновей и по велению Иоанна Грозного возведен каменный собор. Во времена великой смуты строения монастыря почти до основания были разрушены, а царские дары разграблены поляками. На протяжении XVII в. монастырь возрождался из руин на средства, пожертвованные муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветковым. Во время нашествия Наполеона храм стал приютом главных русских святынь - икон Иверской и Владимирской Богоматери, которые удалось своевременно вывезти из Москвы. Интерьер Благовещенского собора поражает своей красочностью и выразительностью. Здесь находится старейший из сохранившихся в городе иконостасов. В соборе установлена одна из основных святынь монастыря – рака с мощами равноапостольного князя Константина с сыновьями Михаилом и Федором. Легенда гласит, что каждую полночь святые муромские князья в золоченой карете, запряженной тройкой белоснежных лошадей, объезжают город, незримо охраняя его.


Муром. Рака с мощами Петра и Февронии.

Благовещенский монастырь воспел поэт Андрей Вознесенский в поэме "Андрей Полисадов ". Герой произведения - предок поэта, бывший некогда настоятелем монастыря. Он похоронен за алтарем собора.

Свято-Троицкий женский монастырь основан в середине XVII века муромским купцом Тарасием Борисовым Цветковым, по прозвищу Богдан Цветной. По преданию, он стоит на месте деревянного храма, заложенного в 1351 г. князем Юрием Ярославичем. Старейший архитектурный памятник Троицкий собор был построен в 1643 г. Небольшой храм богато украшен кокошниками, а по фасаду расположен пояс поливных израсцов с изображением трав, диковинных зверей и птиц, а также величавых всадников. Купола Троицкого собора венчают редкой красоты кованые золоченые кресты – шедевры кузнечной работы XVII века. Позже были возведены надвратная Казанская церковь, колокольня. Стены и башни монастыря были построены в начале XIХ века, деревянная церковь Сергия Радонежского в начале XVIII в.


Муром. Троицкий монастырь.

Главная святыня монастыря - мощи святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев, покровителей любви и брака. Среди всех житий русских святых «Повесть о Петре и Февронии» сияет особым светом и благолепием. Во всей истории Древней Руси нет другого столь же поэтичного и поучительного повествования о супружеской любви и верности. Повесть создана в середине XVI века русским писателем и публицистом священником Ермолаем Пригрешным (в иночестве Еразм).

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого в Муроме появился змей- оборотень, который, принимая образ человеческий, творил дела неблаговидные. Князь Петр сразил его агриковым мечем, но от ядовитых капель крови дракона сам тяжело заболел проказой, от которой никто не мог его излечить.В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и они обвенчались. Но гордые бояре и их завистливые жены не желали иметь княгиню-крестьянку и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. На лодке они отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал возврата законных правителей. Вновь заняв престол, князь и княгиня жили в любви и согласии, разумно и справедливо управляя подданными.

В конце жизни они приняли монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых по их завещанию были положены в одном гробе. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года. День почитания муромских чудотворцев 8 июля (по новому стилю), стал праздником семьи, любви и верности, православная альтернатива католическому дню святого Валентина. В монастыре ведется запись чудес, которые совершаются по молитвам святым Петру и Февронии. После молитв благоверным у многих бездетных родителей рождаются малыши. Говорят, что у Иоанна Грозного после молитвы в храме родился долгожданный сын.

Неподалеку от Троицкой площади на Фруктовой горе находится девичий Воскресенский монастырь. По местным преданиям он возник еще в древности на месте загородного княжеского дворца муромских святых Петра и Февронии. Предположительно монастырь был основан не позднее XVI в. В XVII в. на средства муромских купцов Черкасовых возвели каменные храмы: 5-ти главую Воскресенскую и Введенскую церкви. В 1764 г. по указу Екатерины II монастырь был ликвидирован и учрежден Воскресенский приход, просуществовавший до 1920-х гг. В 1998 г. было принято решение о возрождении девичьего монастыря.

Ниже монастыря находится святой источник Петра и Февронии.


Муром. Свято-Троицкий собор.

На террасе окского берега, на одной из самых заселённых улиц Мережской слободы, идущей вдоль берега Оки, в которой проживали рыболовы, поставлявшие рыбу к царскому двору, расположена Николо-Набережная церковь. Она являет собой образец переходного стиля между древнерусским (московским) барокко и барокко европейского стиля. В народе храм носит название «Никола Мокрый», поскольку во время разлива Оки вода доходит почти до его стен, и местные жители тогда говорят: «У Николы ноги мокрые». Храм строился с 1700 по 1717 годы вопреки запрету Петра I на каменное строительство на средства московского священника Димитрия Христофорова в память об отце, служившем здесь в деревянной церкви. Главной святыней Никольского храма являются мощи святой Иулиании Лазаревской, монахини в миру, известной своим милосердием и благотворительностью. В свое время она спасла от мора и голода немало людей.

На пересечении улиц Свердлова и Красноармейская высится церковь Успения Божией Матери. Она видна ещё издали благодаря высокой двухъярусной колокольне. Первые упоминания относятся к 1566 году — она была деревянной, как и все здания того времени. В 1790 году купец Дмитрий Лихонин, торгующий юфтью (дублёной кожей) предоставил сумму, достаточную для возведения каменной церкви. На месте хрупкого деревянного здания появился одноглавый каменный храм. Он имел два престола: главный, освящённый во имя Успения Божией Матери, и придел в честь святого мученика Дмитрия Солунского. За более чем 220 лет своей истории церковь Успения Божией Матери претерпела значительные изменения, касающиеся внешнего облика, но даже в таком виде она представляет ценность как типичный памятник эпохи классицизма.

Церковь святых Косьмы и Дамиана – уникальный памятник архитектуры, к сожалению, не сохранившийся в своем первоначальном виде до наших дней. Шатровый храм Косьмы и Дамиана был освящён в 1564 году. По преданию храм был возведен на месте расположения шатра царя Иоанна Грозного во время похода на Казань. Отсюда царь наблюдал за переправой своих войск через Оку.

Благодаря удачному расположению на высокой точке берега реки Оки и своей высокой колокольне церковь Смоленской иконы Божией Матери занимает важное место в завершении архитектурного ансамбля города Мурома. Колокольня Смоленской церкви до сих пор является одной из самых высоких построек в городе.

Храм был выстроен в XIX веке в классическом стиле на месте деревянного храма во имя святой мученицы Екатерины. Деревянная церковь сгорела и на ее месте была возведена каменная церковь Смоленской иконы Божией Матери с приделом великомученицы Екатерины. После падения шатра Косьмодемьянской церкви в 1878 году иконы и церковная утварь были перенесены в Смоленскую церковь, которая поэтому получила второе название – Новой Косьмодемьянской. В настоящее время храм является кафедральным собором города Мурома.

На этом перечень церквей, расположенных в небольшом городке Муроме, не окончен. Сретенскую церковь 1795 года постройки, Церковь Гурия, Самона и Авива на Карачаровском сельском кладбище (1845 г.), к сожалению, мы не успели посетить.

Звенит колоколами Муром. Даже название города звучит, как долгий колокольный звон - М-муром-м... Его нежный звон разливается ни с чем не сравнимыми переливами на радость муромлянам и гостям города. Такого звона нам никогда не приходилось слышать.

Кроме монастырей и церквей Муром полон историческими памятниками. Это и знаменитый Окский сад. Здесь стоит визитная карточка города - памятник Илье Муромцу. При въезде в город на постаменте установлен бронепоезд «Илья Муромец», построенный в 1942 году и дошедший до Франкфурта-на-Одере без единой пробоины!

Вообще весь город насквозь пропитан былинным духом и памятью о знаменитом богатыре. Недавно около музея появился новый экспонат - Дуб Ильи Муромца. Этот пень 300-летнего дуба в диаметре около 1,5 метра подняли со дна Оки. По легенде, богатырь Илья Муромец после своего исцеления повыдирал вековые дубы да покидал их в Оку, тем самым изменив русло реки. В паре километров от центра вверх по течению Оки находится вошедшее в черту Мурома легендарное село Карачарово - родина богатыря.

Остановиться в Муроме можно в гостинице (лучшая из них «Волна»), либо на территории Спасского монастыря в гостинице для паломников (кстати, в других монастырях гостиниц нет). Стоимость проживания в комнате на 14 мест 300 рублей (80 грн.) с человека, в 3-х местном комфортабельном номере 1000 рублей (268 грн.) с человека. Здесь же можно очень вкусно и сытно поесть два раза в сутки. Стоимость питания 90 руб.(25 грн.) с человека.

...Незабываемы спуски к Оке. По обеим сторонам ухабистых, петляющих улочек разбросаны осевшие деревянные домики с резными ставнями: скрипящие косые калитки, шаткие ступени, присыпанные снегом, сочный дым из печной трубы и свежевыстиранные занавески с мелкими узорами. Такой картиной мы любовались на протяжении нашего пути по Рязанской, Владимирской, Тамбовской и Липецкой областям. Деревенская сказка, родная и позабытая когда-то, но оставившая в душе теплые, нежные воспоминания.

Не хотелось прощаться с этим сказочным городом. Однако нам предстояла дорога в не менее интересное и святое место получившее название «Дивное Дивеево».

Быстро перескочили на машине понтонный мост через Оку, и, под лучи заходящего солнца, двинулись дальше.

Светлана Данилова


Русский Фавор: рассказ о поездке в Муром и Дивеево. Часть вторая - Дивеево.